Трудный звук - ты наш друг
Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности одна из основных задач работы учителя-логопеда.
Различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые слышит ребенок помогает фонематический слух.
Слова и формы слов, похожие по звучанию, различать еще сложнее, а ведь главное правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха ведет за собой улучшения звукопроизношения, формирование связной речи формирования навыков грамотного письма и чтения.
Предлагаю для развития фонематического слуха и обучения детей определять место звука в слове использовать «звуковые коробочки».
Новые требования стандарта призывают нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, а вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно.
Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание; учить различать звуки в слове на слух; уметь находить заданный звук в слове.
В группе упражнения для развития фонематического слуха можно презентовать детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Способность слышать различать разные звуки дает огромный толчок в развитии речи, а так же может послужить отличным стартом в становлении навыков чтения и письма.
Материал: Поднос белого цвета, коробочка с правильно подобранными предметами (картинками), названия которых начинается на один и тот же звук. Все предметы обдуманны, в названиях не встречается ни каких фонограмм, сочетание звуков не может вызывать сомнений.
Например: Апельсин, Ананас, Абрикос;
Облако, Ослик, Осень;
Кот, Кубик, Карандаш; Корова;
Бант, Банан, Бабочка;
Сумка, Слон, Стул, Самолет, Стол.
Рекомендации
- Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Необходимо учитывать разницу в звучании твердых и мягких согласных.
- Легче выделить первый звук в тех словах в которых следующий идет гласный
Упражнения:
- Какой звук ты слышал в начале слова?
- Покажи мне предмет, который начинается на звук [К];
- С какого звука начинается название этого животного?
- Давай найдем в группе все предметы названия которых начинается со звука [К];
- Смешать предметы из двух коробочек и сортировать их на те, названия которых начинаются с одного звука и те, которые начинаются с другого;
- Сделать коробочки, где нужно слушать одинаковый звук в конце слов;
- Одинаковый звук в средней позиции в слове.
В дальнейшем можно усложнять задания следующим образом:
Коробочка с предметами в названиях которых звук [К] находится в разных позициях + карточки с обозначением места расположения звука.
Например: Кот, лаК, белКа; Носок, кабаН, баНт; Муха, коМар, гноМ; Слон, ноСок, автобуС; Лук, воЛк, стуЛ- эти слова используются только в том случае если ребенок правильно произносит звук [Л]…
Упражнения:
- Определить, позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.
Выкладывая из коробочки все предметы, выделяем голосом нужный звук, в нужной позиции. Затем ребенок поочередно берет предметы, произносит их название, выделяя голосом звук, и кладет его в соответствующую ячейку, с обозначенной карточкой, на которой схематично нарисовано место нахождения звука.
- Выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее.
Например: куБ - БелкА - АнанаС - СамолеТ - ТелефоН – Нос - … .
Задания и упражнения для автоматизации "трудных" звуков