Логопедическая спартакиада
«Турнир юных речевичков»
для детей подготовительной группы
подготовила:
учитель-логопед Костылева Е.И.
Цель: повысить мотивацию у детей (родителей) к речевым занятиям;
Задачи:
- совершенствование и развитие фонематического слуха, речедвигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, техники чтения;
- обогащение словарного запаса;
- активизация мыслительной деятельности, развитие умения решать логические задачи;
- развить крупную и мелкую моторику;
- формировать способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.», плетёные корзинки, «Снежинки» с чистоговорками, пакеты на трубочке для дыхательной гимнастики.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под песню «Когда мои друзья со мной». Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать»
Входит ведущий – учитель-логопед)
- Приветствие.
Я здороваюсь везде, дома и на улице,
Ведущий: Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Вы их точно знать должны.
Дорогие гости и участники соревнований, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде «Турнир юных речевичков».
Сегодня будут состязаться две команды: «Почемучки» и «Всезнайки», поприветствуем их аплодисментами.
Музыка Фанфары Приветствие команд.
ДЕВИЗ нашего турнира такой: Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Команды занимают свои места. Далее ведущий представляет членов жюри (жюри выбирается из родителей детей).
Логопед: Уважаемые, дети и взрослые! Сегодня я предлагаю Вам отправиться в сказку в гости к Старушке-говорушке и там провести турнир.
Старушка-говорушка: Ждравштвуйте, дети и вжрошлые! Зыву я в волшебном лешу, люблю колдовать, жахочу будет жима, жахочу будет лето или ощень.
Логопед: Колдовать-то ты умеешь, а во говорить правильно не научилась!
Старушка-говорушка: А сто зе нузно делать, стобы научиться красиво говорить?
Логопед: Дети, давайте расскажем и вместе покажем Старушке-говорушке, что нужно делать, чтобы научиться говорить правильно и красиво!
Старушка-говорушка: С- т-о – з-е? (говорит отрывисто)
Логопед: Нужно правильно уметь дышать, чтобы плавно говорить. И сейчас мы тебе, Старушка-говорушка, покажем какие упражнения нужно выполнять. Для интересной игры нам нужны снежки. Ты случайно из леса не принесла с собой немного снега?
Старушка-говорушка: Щейчаш наколдую вам шнега!
Проведение игр на развитие дыхания с детьми:
«Снегопад»: положить «снежок» на ладошку и правильно сдуть его.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
«Фокусник»: положить «снежок» (кусочек ваты) на нос, высунуть язык изо рта и загнуть вверх так, чтобы воздух по языку выходил на нос и «снежок» подлетал вверх.
Старушка-говорушка: Я щейчаш проверю, как вжрошлые умеют дысать. У меня для ваш щурприж.
Проведение игры на развитие дыхания со взрослыми: Надувание через трубочку пищевого мешка, чтобы он лопнул.
Старушка-говорушка: Молодцы! Хоросо дысыте. И сто-зе я целыми днями буду дысать и научущь правильно говорить?
Логопед: Нет, конечно! Ещё мы с детьми тренируем наши губы и язычок, чтобы правильно и чётко научиться произносить звуки. Дети, давайте научим Старушку-говорушку выполнять гимнастику для губ и язычка.
Проведение артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений с наглядной демонстрацией действий и с опорой на картинки-подсказки.
Упражнение «Лягушонок»:
Подражаем лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
|
Упражнение «Хоботок»:
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
|
Упражнение «Лягушка – хоботок»:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
|
Упражнение «Киска сердится»:
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула…
|
Упражнение «Чашечка»:
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
|
Упражнение «Лошадка»:
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкой громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Упражнение «Индюк»:
Я – Индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
|
Старушка-говорушка: И сто-зе я целыми днями буду дысать и делать гимнаштику и научущь правильно говорить?
Логопед: Нет, Старушка-говорушка, чтобы правильно говорить, нужно научиться правильно слышать звуки. У тебя в лесу живут насекомые – жуки и комары, комары умеют звенеть – з-з-з, а жуки – умеют жужжать – ж-ж-ж. Хочешь поиграть с нами в игру? Тогда помоги превратить детей в «Комариков» и «Жуков». Дети, я предлагаю вам показать Старушке-говорушке, какие вы внимательные и как вы умеете различать звуки.
Проводится подвижная игра на развитие фонематического слуха «Комары – жуки»: «Комары» летают, когда слышат звук [з], а «Жуки» сидят на «полянке». Если дети слышат звук [ж], то летают «Жуки», а «Комары» сидят на «полянке».
Старушка-говорушка: Молодцы, я то зе научущь шлысать жвуки. И сто-зе я теперь на каздом пеньке буду щидеть и дысать, делать гимнаштику для яжыка и пальсиков, научущь шлышать жвуки и научущь правильно говорить?
Логопед: Нет, Старушка-говорушка, ещё нужно научиться слышать звуки в словах. Ты говорила, что в твоём лесу много жуков и комаров. Дети, давайте поиграем в игру «Подари подарочки жукам и комарам», поможем Старушке-говорушке собрать подарочки для лесных жителей. Дети-комарики будут дарить комару подарки-картинки, в названии которых услышат звук [з], а дети-жуки будут дарить жуку подарки-картинки, в названии которых услышат звук [ж].
Проводится игра на формирование фонематического восприятия «Определение наличия заданного звука в словах».
Команде «Почемучки» найди картинку со звуком Ж, а команде «Всезнайки» со звуком З.
(добежать до обруча и взять картинку с соответствующим звуком)
Игра со зрителями «Путаница»
Логопед: Старушка-говорушка, знаешь, учёные доказали, что чтобы правильно говорить, нужно пальчики развивать. Поэтому нужно обязательно научиться выполнять пальчиковую гимнастику, но не простую, а со стихами.
Проведение пальчиковой гимнастики «Слова»:
Раз и два, раз и два!
(сжимают и разжимают пальцы)
Сложим мы из букв слова.
Солнце - слово лучистое.
(раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)
Кошка - слово пушистое.
(придерживают большим пальцем ср. и безым. ; слегка приподнимая согнутые указ. и мизинец - «ушки»)
Корова - слово рогатое.
(выпрямляют указ. палец и мизинец - «рога»)
А слово «арбуз» - полосатое.
(соединяют подушечки пальцев, округляя свод кисти - «арбуз»)
Старушка-говорушка: И сто-зе я теперь на каздом пеньке буду щидеть и дысать, делать гимнаштику для яжыка и пальсиков и научущь правильно говорить?
Логопед : Нет, нужно еще уметь правильно соединять звуки в слова. Вот есть интересное задание «Слово рассыпалось». Ребятам нужно его собрать по звукам.
Поочереди дети бегут между кеглями за кубиками с буквами и собирают слово «Азбука». Побеждает та команда, которая первая собрала слово.
Логопед: Старушка-говорушка, нужно ещё учить чистоговорки, чтобы запомнить, как правильно произносить в речи разные звуки. Дети, давайте покажем Старушке-говорушке, как вы умеете проговаривать чистоговорки и, может быть, Старушка-говорушка то же научится красиво и правильно говорить. Я нашла сегодня волшебные снежинки, на них написаны чистоговорки.
Проводится игра на повторение чистоговорок со звуками [з] и [ж]:
За-за-за - у Зои коза,
Зу-зу-зу – Зоя пасёт козу,
Зы-зы-зы – у Зои нет козы,
За-за-за – на лугу коза,
За-за-за – у мамы добрые глаза,
Зу-зу-зу – на санках куклу я везу,
За-за-за – наша таня – егоза,
Зы-зы-зы – у нас новые тазы,
Оза-оза-оза – у меня заноза,
Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
|
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу жука,
Жа-жа-жа – под кустом нашли ужа,
Жу-жу-жу – маме шапочку вяжу,
Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
Жи-жи-жи – в лесу живут ужи,
Же-же-же – живём на пятом этаже,
Жок-жок-жок - выпал беленький снежок,
Жок-жок-жок – вымой сапожок,
Ожа-ожа-ожа – это наша кожа,
Ужу-ужу-ужу – обойдите эту лужу.
|
Старушка-говорушка: Молодши, ребята! А сто это у нас вжрошлые жашкучали? Пойду я и для них соберу шнежинки.
Старушка-говорушка приносит снежинки с чистоговорками. Взрослые проговаривают чистоговорки:
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
|
Загадки загадали дети
О вазе, звонке и газете,
О зайке, козе и бизоне,
О звёздах, гнезде и газоне.
|
Ежу и ежонку
Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.
|
Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко – не одна
Такая жадная она!
|
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал ýже.
Его ужица съест на ужин.
|
Звезду заметила коза,
Но опустила вниз глаза.
Известно, звёзды не достать…
Зачем козе о них мечтать!
|
Логопед: А у Старушки-говорушки есть задание для детей и родителей. Для детей «Угадай слово» и а для родителей «Шифровщики».
Старушка-говорушка: шпащибо, ребята! Пойду к щебе в леш клмарам и жукам понесу подарки и буду учитша, прийду к вам вешной и показу чему научилащь! А на прощанье я вам тозе подарю подарочки! (Дарит мешочки на трубочках для дыхательной гимнастики). До швидания!
Логопед: Какие мы с вами сегодня молодцы, давайте пообещаем Старушке-говорушке, что мы тоже будем учиться правильно и красиво говорить, а весной встретимся и покажем, чему мы научились. До свидания, Старушка-говорушка, до встречи!
|