Опыт работы по теме:
«Использование информационно-комуникационных технологий для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите вам представить мой опыт работы по теме: «Использование информационно-комуникационных технологий для формирования основ безопасного поведения у дошкольников».
Слайд 2.
Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких детей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться и пострадать.
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья дошкольников и повышение уровня травматизма детей дошкольного возраста, в связи с этим данная тема актуальна и обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения.
ФГОС ДО нацеливает педагогов на формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Очень важно не просто обеспечить безопасность ребёнка, но и научить его безопасному поведению, бережно относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Слайд 3.
Цель моего опыта: формирование основ безопасного поведения детей с использованием технологии развивающего обучения (икт).
Для достижения постеленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- Изучить научно-методический аспект и практический опыт по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников.
- Разработать и апробировать методические материалы с использованием средств ИКТ по формированию умению и навыков безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения.
- Повысить уровень знаний и умений о правилах безопасного поведения
- Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для повышения уровня знаний родителей и педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности
Слайд 4.
Проанализировать методическую литературу по своей теме: пришла к выводу, что данная тема очень актуальна и достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования культуры безопасности детей. Этой проблемой занимались такие российские исследователи, как Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Г.К. Зайцева, Т.Г. Хромцова и др.
Задача педагогов и родителей, по мнению О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Слайд 5.
Внедрение новых информационных компьютерных технологий меняет традиционный взгляд на образование. Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).
Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций дошкольников. Это объясняется тем, что современный дошкольник лучше воспринимают зрительный ряд, чем звуковой.
Моя задача, как педагога заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения. Показать детям, что информационные технологии можно использовать не только для развлечения, но и для развития.
Работая по данной теме, я приняла заочно участие Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании» моя статья «Методика использования средств ИКТ для создания условий реализации технологии развивающего обучения в ДОО» была опубликована в сборнике Материалов XXVII. Так же принимала участие в вебинарах на канале Мерсибо, по теме интерактивные технологии в образовании.
Слайд 6.
Для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста я разработала и апробировала методические материалы с использованием средств ИКТ в рамках реализации плана самообразования и дополнительной парциальной программы «Азбука безопасности». Она основывается на программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Главной задачей её является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Слайд 7.
Вся моя работа разбита на этапы, которые представлены на слайде.
Слайд 8.
Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы: В группе создан и оснащен центр «Уголок безопасности» и лэтбук «Азбука безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Слайд 9.
На первом этапе я старалась выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Для этого я использовал программно-методический комплекс К. Ю. Белой, И. Л. Туйчиевой, О. Н. Горницкой «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей». Одновременно, мною, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей. В форме индивидуальных бесед и консультаций, анкет – созданных в онлайн сервисе Simpoll Слайд 10.
Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности, посредствам информационно-коммуникативных технологий детей старшего дошкольного возраста:
• «Один дома»;
• «Будем здоровы»;
• «Другие люди – кто они»;
• «Азбука дорожного движения»;
• «Мы и природа».
Слайд 11.
Для решения задач программы я использовала методические пособия К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника» и информационные технологии, ИКТ использую в разных формах:
- дидактические игры и упражнения на компьютере;
- видиозагадки;
- зрительные гимнастики;
- физкультминутки;
- кроссворды;
- мозаики(Пазл Клуб)
- слайд-шоу;
- видеоклипы;
- сложные презентации.
- электронная лекотека (для закрепления ребёнком изучаемого материала, в условиях семьи, родителям предоставляются информационные ресурсы в электронном варианте).
- привлечение детей к созданию информационных ресурсов:
- к выбору героев игры;
- к выбору игры в бумажном варианте, которую в дальнейшем педагог создаёт как информационный ресурс;
- к составлению сюжета игры, сказки;
- к озвучиванию сказки, героев игры;
- к выбору фона, картинного материала, песен, видеороликов для слайдовой презентации
- видеоэкскурсии,
- создание видео для участия в конкурсах и поздравления.
- мультфильмы: «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности», «Аркадий паровозов спешит на помощь», «Смешарики», «Безопасность – это важно»
- Мульти-пульти, программа, для создания анимации,
- TuxPaint, программа для рисования
Данные информационные ресурсы используются в работе с детьми в различных формах образовательной деятельности - групповой и индивидуальной, и на различных этапах изучения материала при диагностике, изучении нового материала и его закреплении.
Слайд 12.
Так в разделе «Один дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них.
Благодаря интерактивной дидактической игре «Опасный дом» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Интерактивная игра «Наведи порядок в доме», помогла детям напомнить о правилах хранения опасных предметов.
Слайд 13.
Одним из направлений работы «Будем здоровы» оно предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи. Презентация «Вредные и полезные продукты», интерактивная игра «Витамины для здоровья».
После просмотра серии мультфильма «Путешествие Адибу. Как устроен человек» разобрались, в том, что происходит у них в организме. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, слушали аудиозапись работы сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения.
Слайд 14.
Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Мы и природа», мы совершили виртуальное путешествие в ботанический сад города Ростова-на-Дону», прошла фотовыставка «Мой край родной», дети вместе с родителями запечатлели природу нашей малой Родины. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли — земля — наш дом.
Слайд 15.
Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Эти качества формируются у детей в разделе «Азбука дорожного движения». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, которые они рисовали на бумаге или создали его на песочном планшете, или и на компьютере в программе «Pain.net».
Слайд 16.
Новой формой закреплений знаний по безопасности – это создание видеороликов. Дети и родители с удовольствием принимают участие сьемках видеофильмов. В фильме они не просто актёры, в первую очередь они участники дорожного движения. Эти фильмы мы просматриваем вместе, анализируем, показываем малышам и родителям. Наши видеоролики занимают призовые места на конкурсах как муниципальных так и межрайонных. Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Слайд 17.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.
Если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей.
Связь с родителями осуществляется через вацап, через мой сайт или сайт детского сада. На сайте создана специальная тематическая страничка, на которой собраны памятки, буклеты по формированию основ безопасности у детей.
Слайд 18.
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута - первоначальные знания по безопасности у детей сформированы.
Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме.
Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания детей, и их внимательность. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. Я планирую продолжать изучение данной темы. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
Я уверена: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Слайд 18.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ — НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО
|