СКАЧАТЬ
МБДОУ д\с «Улыбка»
Мастер-класс
для педагогов по теме:
«Развивающие игры нового поколения для развития речи дошкольника»
учитель-логопед:
Костылева Елена Ивановна
2022 год.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развивающие игры нового поколения для развития речи дошкольника»
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, педагогических технологий (приёмов, методов и форм).
Задачи.
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Эпиграфом к нашему мастер-классу будут служить слова :
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка-это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
«Актуальность темы мастер-класса».
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра
Самое щадящее, комфортное обучение детей. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью игровых технологий можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, активно применяя эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
В процессе обучения речевых способностей ребенка я в своей группе использую разнообразные методы и игровые технологии, некоторые из них я хочу вам представить.
Предлагаю вам со мною поиграть. - И начнем мы с игровой технологии направленной на развитие темпа и ритма речи, речевого дыхания, умения делать длительный выдох, умения вырабатывать правильную воздушную струю, на развитие интонационной выразительности речи детей.
Благодаря данным играм дети овладевают правильным речевым дыханием, которое является основой для формирования красивой и выразительной речи!
«Хлопки в ладоши» Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
«Пчёлы и мёд»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
«Весенний ветер»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.
Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.
- А сейчас мы немного поиграть с пальчиками:
- Но прежде, чем начать игру, я предлагаю вам ответить на вопрос: Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы слушателей) .
- Да, вы абсолютно правы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
«Десять лягушат»
Вот 10 лягушат нырнули дружно в пруд
Все 10 лягушат плывут, плывут, плывут
Показывают ныряющие движения обеими кистями рук.
Один из них заснул, другой на дно нырнул,
Так сколько лягушат на берегу сидят,
Загибают большие пальцы на обеих руках.
Вот 8 лягушат нырнули дружно в пруд
Все 8 лягушат плывут, плывут, плывут,
Показывают ныряющие движения обеими кистями рук.
Один из них заснул, другой на дно нырнул,
Так сколько лягушат на берегу сидят,
Загибают указательные пальцы на обеих руках.
Всего 6 лягушат нырнули дружно в пруд
Всего 6 лягушат плывут, плывут, плывут,
Показывают ныряющие движения обеими кистями рук.
Один из них заснул, другой на дно нырнул,
Так сколько лягушат на берегу сидят,
Загибают средние пальцы на обеих руках.
4 лягушонка нырнули дружно в пруд
4 лягушонка плывут, плывут, плывут,
Показывают ныряющие движения обеими кистями рук.
Один из них заснул, другой на дно нырнул,
Так сколько лягушат на берегу сидят,
Загибают безимянные пальцы на обеих руках.
Всего2 лягушонка нырнули дружно в пруд
Всего 2 лягушонка плывут, плывут, плывут,
Показывают ныряющие движения обеими кистями рук.
Один из них заснул, другой на дно нырнул,
Так сколько лягушат на берегу сидят,
Загибают мизинцы на обеих руках.
Ещё один метод который я использую в своей работе по развитию речи это метод сопряженных движений. Суть метода в том, что процесс автоматизации звуков сочетается с отстукиванием мяча или выполнением танцевальных движений.
Расширяя возможности вышеуказанного метода, я хочу представить выполнение действий с ОРТО пазлами они служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела, тем самым совершенствуя автоматизацию поставленных звуков;
У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность дошкольников, устойчивость к утомлению.
Работа над звуковым анализом слова.
1. Предлагаю вам выложить перед собой три коврика ОРТО пазла, символизирующие начало, середину и конец слова. воспитатель называет слово, ребенку нужно определить позицию звука в слове и сделать шаг на нужный коврик, затем вернуться на место.
2.«Прошагай/протопай слово»
• воспитатель называет слово, ребенок делает столько шагов, сколько в слове частей.
• Протопай столько раз, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уа
• Назови слова на заданный звук.
Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.
Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины.
Спасибо за внимание!
|